Ваш регион ?
Выберите регион
Юрий Куклачев о гастролях по Японии
14.12.2022

Юрий Куклачев о гастролях по Японии

Японские приключения

— Юрий Дмитриевич, известно, что кошка — животное, не поддающееся дрессировке. Но у вас взаимопонимание с животными на высшем уровне.

— Именно так. Но все потому, что я вовсе не дрессирую кошек. Это бесполезное занятие. Я их просто люблю, подчиняюсь им и поощряю некоторые их шалости. За много лет выступлений с кошками я понял, что доброта — это энергия, которая обладает удивительным свойством. Когда ты ее даришь, то не теряешь, а наоборот, приобретаешь в разы больше. Я сейчас вышел на сцену, отдал свою энергию. Но сколько же всего получил взамен: удовлетворение, улыбки детей, аплодисменты, радость на лицах. А еще и касса полная. Это же успех, ведь правда? Так вот всему этому меня научили кошки.

Расскажите, пожалуйста, о гастролях по Японии.

— В Японии я вообще национальный герой. Потому что кошка там — священное животное. У японцев даже храм кошек есть. Когда я туда в первый раз приехал, мои номера показали по каналу NHK. И тут началось форменное сумасшествие. Меня с представлениями ждали в каждом уголке острова, и каждый раз был аншлаг. Не только делали телевизионные репортажи, но и снимали фильмы.

Есть замечательная история, которая произошла на съемке ТВ-программы в Японии. Кажется, тогда ваши пушистые артисты устроили драку?

— Да, тогда японцы захотели, чтобы в кадре работали сразу все мои звери! Я попробовал их отговорить, мол, у меня же не только кошки, но и коты. А у вас весна. А у моих животных — желание. Но японцы сказали: «Не бойтесь, мы рядом. Все под контролем». Ну я и выпустил всех своих артистов. Первая вышла Ромашка, за ней коты Кеша и Вася. Как вдруг — бац: Кеша дает в морду Васе. Ромашка кидается бить Кешу. И пошло-поехало: в один громадный клубок сплелись сразу 22 кошки. Визг, вой! Я одну кошку в клетку, кого в коробку, кого куда. И вот на воле осталась только Стрелка: у нее чей-то клок шерсти в зубах, она вся в гневе. Моя жена Лена протягивает ей руку и говорит: «Стрелочка, иди ко мне». Та прыгает и прокусывает ей вену — кровь аж в объектив брызнула. А японцы все это снимали. Ну, думаем, ужас, что же они покажут?! На следующий день выходит передача. Текст ее примерно такой: «В Японию из России приехало что-то необыкновенное — кошки-вампиры, пьющие кровь!» И кадры: драка, кровь... В общем, выступления в Японии проходили при полных аншлагах!

Как вы транспортировали кошек до Японии?

— В советские времена мы доезжали до Владивостока поездом, ехали все лето, то есть три месяца с гастролями. Делали остановки и давали представления в Омске, Новосибирске, Перми, Красноярске, Иркутске — и так добирались до Владивостока. Там месяц формировались. А затем приходил пароход, и мы за ночь доплывали до Японии. Сейчас уже на гастроли летаем самолетами. Кошки путешествуют в специальных небольших вольерах, где очень удобно.

Уроки доброты

Как вы решили стать клоуном?

— К нам в гости приехал как-то дядя Вася. Однажды он подозвал меня восьмилетнего к себе и спросил: «Кем ты хочешь стать?» «Не знаю», — ответил я. «А вот ты сегодня ночью не спи, а подумай, кем ты хочешь стать», — посоветовал он. Я всю ночь не спал, перебирал в голове интересные профессии и «примерял» их на себя. А на следующий день, когда я увидел по телевизору фильм с Чарли Чаплином, понял, что должен стать артистом! И пошел заниматься балетом. Почему балетом? Потому что Чаплин прекрасно двигался, и я тоже должен был овладеть своим телом. Я пять лет занимался балетом. Потом ушел в спорт, ведь артист должен быть еще и здоровым. Развивал органы чувств. Занимался волейболом и футболом. Боксом, плаваньем, гимнастикой, всем понемножку. Это меня развивало, готовило к профессии. Я сразу решил: я должен стать клоуном.

Только вот в цирковое училище вас приняли не с первого и даже не со второго раза...

— С седьмого. Говорили, что нет таланта. Первый раз я ужасно расстроился, но потом просто говорил себе, что это затишье перед главным боем, и продолжал снова готовиться к поступлению.

Чем вы занимались все эти годы, пока пробовали поступить в цирковое училище? Чем зарабатывали на жизнь?

— В 8 классе я бросил школу, потому что ненавидел ее. Понял, что мне надо заниматься устройством жизни. Я окончил полиграфическое ПТУ на Семеновской. И три года отработал в издательстве «Молодая гвардия». Параллельно с ПТУ был народный цирк и вечерняя молодежная школа. Во-первых, это проездной, во-вторых, 33 рубля стипендии плюс возможность подрабатывать. Примерно еще 50 руб. по советским времена был мой месячный гонорар. Это надо прибавить к стипендии. То есть я не бедствовал. У меня в руках была еще одна профессия. Я стал печатником и хорошо знал, как делать книги.

Кстати, о книгах. У вас вышла целая серия печатных работ «Уроки доброты». Расскажите, о чем эти книги?

— О том, как найти свое место в жизни, о доброте и любви, о воспитании и, конечно же, о кошках, которые меня многому научили. Детям важно помочь найти себя. И здесь главные помощники — любовь и доброта. Возьмите самую известную бабушку Арину Родионовну, она своей любовью и нежностью воспитала гения.

Я начал писать книги, потому что-то кто-то «умный» в 1990 году убрал из образовательного процесса слово «воспитание». И я тогда понял, что помощи не от кого ждать. Я начал с себя. Я пишу книги о доброте, сейчас у меня уже девять книг. Они все есть в школьных библиотеках Москвы, только в школах серия называется не «Уроки доброты», а «Школа доброты».

Вы ведь и сами проводите уроки доброты?

— Я клоун, и я пришел в этот мир спасать людей. В 1895 году Иван Петрович Павлов обратился к родителям, педагогам, воспитателям: «Развивайте у детей рефлекс цели. Цель дает в жизни устремление». Я сейчас работаю с колониями детей-преступников, для меня это очень важно. Я приезжаю к ним с кошками, даю уроки доброты, дарю книги. Я преподнес ребенку книгу и остался у него в сердце. Моя цель — заставить каждого находящегося там «заблудившегося» подростка задуматься и начать менять свою жизнь. Талантливым ребятам я помогаю устроиться в цирк, многие из них стали победителями соревнований по хоккею, по футболу. Для меня важный показатель, что ребенок заинтересовался, занялся делом и не попал в следующую колонию.

То есть дарите им шанс и свободу?

— Знаете, у каждого ведь свое понятие свободы. Я недавно гастролировал по Германии и заехал в гости к Олегу Попову. У него там красота: горы, свежий воздух. Отличное место, чтобы уединиться на пару-тройку месяцев, например, и написать книгу. Я у Олега спрашиваю, мол, как ты здесь живешь? А он отвечает: «Я вырвался на свободу». У него такое понятие. Для меня свобода — это детские глаза, полные счастья, и много работы.

Так же как и вы, ваши кошки много работают. Устраиваете ли вы им праздники?

— Для наших лохматых артистов, как и для нас, праздник — это выступление на сцене, встреча со зрителем. Они очень чувствительны, музыкальны, для них важны аплодисменты и любовь публики, они это ценят. Поэтому для всей нашей труппы праздники — это спектакли.

Какой самый невероятный подарок вы преподнесли своим родным?

— С первых больших гонораров я построил отцу вместо его дачной хибары двухэтажный деревянный сруб. Причем все провернул втайне от него. И вот в мае отец надел рюкзачок и поехал на дачу. Через два часа прибегает: «Юрка, нас ограбили. На нашем месте дом построили! Надо срочно милицию! Они же даже не спросили, это же наш участок!» В общем, я его еле успокоил, он долго не верил, что все так и было задумано.

Lexus — cиноним качества

Юрий Дмитриевич, вы помните свой первый автомобиль?

— Я за рулем с 1979 года. Мне сказали: «Купите машину, научитесь на ней ездить, а потом только вас можно будет выпустить на дороги общего пользования». И в 1979 году у меня появилась «Волга». Это был мой первый автомобиль.

А можете вспомнить свою первую иномарку?

— Вот у меня был хороший немецкий автомобиль, я на нем ездил и горя не знал и думал, что лучше не бывает. А в Японии в 1981 году мне подарили 25-летний автомобиль Toyota Crown. Там вот такой металл (показывает руками толщину)! Я на нем проездил еще 12 лет, он был сделан для японского рынка, с правым рулем. Но это была уникальная машина, вечная. До сих пор ее часто вспоминаю.

Случались ли с вами забавные истории за рулем?

— В 1991 году я отправился на гастроли в Великобританию. Провел там восемь месяцев. У меня был арендованный автомобиль, я достаточно быстро привык к местному движению. И вот возвращаюсь в Москву, сажусь за руль, еду по Ленинскому проспекту и не могу понять: все водители с ума что ли сошли? Один, другой, третий едут на меня и сигналят. А тогда движение в Москве было не таким плотным, я не сразу и сообразил, что сам качу по встречной полосе.

На каком автомобиле вы ездите сейчас?

— Я очень люблю японские автомобили. Они — синоним качества, это не пустые слова. Я вот перед покупкой своей нынешней машины решил посоветоваться с сыном: «Дима, какую лучше машину купить?» А он говорит: «Пап, сейчас Lexus LX 470 получил много наград, купи его». Я послушался и приобрел сразу две машины — себе и сыну. Сейчас автомобилю 12 лет, я нарадоваться не могу. Из расходов — бензин да колодки, все остальное работает как часы. Вот она стоит как новенькая, классический дизайн. Вообще я, мои дети и даже моя племянница — поклонники автомобилей Toyota и Lexus.

Любите быструю езду? Узнают вас сотрудники ГИБДД?

— На дорогах я не позволяю себе лихачить, хотя бывали раньше случаи, когда я куда-то опаздывал и превышал скорость. Меня тормозили, узнавали и, конечно же, отпускали со словами: «Юрий Дмитриевич, потише, пожалуйста, потише». Сейчас я стал спокойнее, да и в целом движение на наших дорогах стало не таким безопасным. Я всегда пропущу того, кто нервно пытается влезть впереди всех. Ведь у него либо ума нет, что само по себе печально, либо он куда-то торопится.

Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

— Не спешите! Рассчитывайте время и собственные силы. Главное — это спокойная езда. Я вот за рулем уже 35 лет, у меня не было ни одной аварии. Не гоните, уважайте себе и других людей. И все будет в порядке.

Досье:

Юрий Дмитриевич Куклачев

Народный артист России, народный артист РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Дружбы, обладатель «Золотой короны клоунов» за гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма, обладатель премии «Золотой Оскар» и приза «Серебряный клоун» на всемирном конкурсе артистов цирка в Монте-Карло, член Союза писателей России и всемирно известный клоун. 

 


Юрий Куклачев о гастролях по Японии
Михаил Камрюлькин
Редактор